Применениеинформационных технологий в преподавании физики
Л.Г.Зязина,lada0108@mail.ru
МОУ СОШ №15 гЛиски.
Долгие
годы в образовании использовалисьтри
основных инструмента: книга как источник информации, тетрадь – место для
самостоятельной работы ученика и доска – инструмент для визуальной поддержки
выступления учителя или ученика, представления информации всему классу. В мире
цифровых технологий тетрадь и книгу стремится заменить персональный компьютер.
Компьютеры в первый раз проникли в школу в виде отдельного компьютерного класса
и отдельного урока – «Информатика». И это проникновение не принесло ничего существенного
в учебный процесс для всех остальных школьных предметов. Однако компьютеры
постепенно начали использовать в реальном процессе на уроках по различным
школьным предметам. Книгу и тетрадку в определенные моменты ученику уже
заменяет компьютер, однако реальным инструментом учителя он еще не стал. В
последние годы предметные кабинеты стали оснащаться компьютерным рабочим местом
преподавателя, включающим мультимедиа – проектор с экраном. Сейчас экран
постепенно заменяют интерактивной доской и именно с ней связывают большие
надежды.
Интерактивная
доска в нашей школе появились чуть больше года тому назад. Мне повезло, что
такую доску установили в моём кабинете физики. Но как ей пользоваться я толком
не знала, как и многие учителя нашей школы. У меня были некоторые навыки работы
на компьютере, огромное желание научиться работать на этой доске и мои ученики,
которые для меня были моими незаменимыми помощниками в процессе овладения
интерактивной доской. Вместе с учениками, которые проявили желание научиться работать
с интерактивной доской, мы разработали проект и провели исследовательскую
работу по изучению ИД и её функций. Сегодня интерактивная доска является
палочкой-выручалочкой для хорошей организации моих уроков. Я точно знаю, что я
узнала не все возможности доски, стараюсь постоянно пополнять свои знания и
использую все познанные мной её возможности на своих уроках.
По сравнению с традиционной формой
ведения урока использование интерактивной доски создаёт ряд преимуществ:
изложении нового материаласопровождается
его динамическими иллюстрациями, компьютерными моделями, текстами,
видеофрагментами. При этом учитель стоит лицом к классу и может наблюдать за
его работой.
И что тоже очень
важно, ученикам нравится урок, на котором используется интерактивная доска. Они
отмечают, что такие уроки более современны, интересны, понятны, легко
воспринимаются. С помощью интерактивной доски ученики могут представлять свои
творческие работы всему классу.
Преподавание
физики, в силу особенностей самого предмета представляет собой благоприятную
сферу для применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В
процессе преподавания физики информационные технологии могут быть использованы
в различных формах. Используемые направления можно представить в виде следующих
блоков:
- мультимедиа
презентации уроков;
- проверка
знаний на уроке;
- внеурочная
деятельность.
Мои творческие планы-модели
уроков.
По сравнению с традиционной формой
ведения урока использование мультимедиа презентаций высвобождает большее количество времени,
которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки
умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала. Эти презентации я называю "модели урока”, так как они
являются, по сути, расширенным планом урока с набором необходимых рисунков,
схем, формул, выводов, определений – всего, что я сочла необходимым включить в
эту презентацию для того, чтобы урок был насыщенным, интересным, мобильным. Мои
презентации бывают разными. Это зависит от того, как я хочу построить свой урок.
Если это урок изучения новой темы с помощью технологии "Критическое мышление”,
то моя презентация представляет пошаговый план урока, ориентирующий учеников в
том, что на данном этапе они должны делать. Это может быть схема для кластера,
вопросы для составления плана ответа, таблица, которую необходимо заполнить,
вопросы для самопроверки или взаимопроверки, пример синквейна и другое. Если
мой урок - лекция, то каждый этап лекции я стараюсь проиллюстрировать
рисунками, подтвердить графиками, схемами, стараюсь выписать на слад
презентации важные определения, формулировки, факты, имена учёных, новые
термины и т.д. Такая лекция легче воспринимается учащимися, вызывает интерес,
запоминается, так как задействуются все виды памяти. Если мой урок состоит из
этапов повторения, объяснения новой темы и закрепления, то презентационная
модель урока оживляет его, даёт возможность на всех этапах урока работать
быстро, интересно, помогает менять виды деятельности. Такойвид работы очень эффективен.
В соответствии с требованиями к
проведению современного урока мною подготовлены мультимедиа презентации к урокам
различных типов: урок отработки первичных понятий «Давление твердых тел»,
обобщающий урок «Атмосфера. Атмосферное давление» (7 класс), урок отработки
первоначальных умений и навыков «Динамика движения тела по окружности» (10
класс), урок- лекция «Шкала электромагнитных волн» (11 класс).
Анализ имеющихся
у меня мультимедийных программ по физике.
Основной проблемой, с которой я
столкнулась при подготовке таких уроков, является поиск материалов для их
создания. Источниками демонстрационных материалов служат имеющиеся в продаже
мультимедийные диски, материалы в сети Интернет и мои собственные разработки.
Среди дисков в первую очередь следует отметить мультимедийные курсы физики
("Физика в картинках", "Открытая физика" фирмы Физикон,
"Репетитор" фирмы 1С и т.д.). Особая ситуация, связанная с
применением материалов таких дисков на уроке, заключается в необходимости заранее,
желательно до начала урока, открыть необходимое приложение, с которым учитель
собирается работать. Это не всегда оказывается возможным, т.к.
последовательность изложения материала зачастую предполагает использование в
начале урока другого мультимедийного диска. Смена диска, загрузка программы,
выход на необходимый раздел занимают, в зависимости от возможностей компьютера,
до одной - двух минут.
С этой точки зрения, более привлекательным выглядит использование
мультимедиа - энциклопедий ("Кирилл и Мефодий", "Мир вокруг
нас"). Материалы этих источников доступны непосредственно без применения
специальных интерфейсных программ. Их можно перенести в рабочую папку на
компьютере, с которого во время урока ведутся демонстрации, включить эти демонстрации
в мультимедийную презентацию.
Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет,
где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов
видеофильмов различных физических явлений.
Мои ученики активно участвуют в
проектно-исследовательской работе по физике. Они готовят творческие работы,
рефераты, проекты. Участие в этой работе требует большой подготовки и учителя,
и учащихся. Выполнение работ требует хорошего владения компьютерной
технологией: быстрый поиск информации в различных источниках, в том числе и по
сайтам в Интернете, подготовка материала для публикации или презентации,
создание публикации в MicrosoftOfficePublisher и
презентации в MicrosoftPowerPoint.
Новые
информационные технологии в преподавании физики.
Новые информационные
технологии (НИТ) достаточно активно внедряются в жизнь нашего общества. Сферу
своего применения НИТнаходят и в
области образования, поэтому нужно быть готовым, чтобы начать их использование
оптимальным образом. Эффективность образования, основанного на современных
информационных технологиях, часто зависит не столько от типа используемых
технологий, сколько от качества педагогической работы по применению этих
технологий для решения собственно образовательных задач.
Использование новых технологий в
учебном процессе приводит:
- к развитию новых педагогических
методов и приемов;
- к изменению стиля работы
преподавателей, решаемых ими
задач;
- к структурным изменениям в
педагогической системе
Использование компьютерных программ
на уроках физики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает
эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет
решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Итак, использование НИТ в процессе
преподавания физики позволяет:
- значительно расширить круг учебных
задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет
использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;
- увеличить возможность и состав
учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей
- расширить источники получения знаний
в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.
Литература: Водопьян Г.М., Филиппова И.Я.
"Использование информационных технологий на уроках физики". Газета
"Физика" издательского дома "1 сентября", 2003, №22, с.
22-25.