Создание презентаций и их использование на уроках физики.
Создание
презентаций иих использование на уроках
физики.
Л.Г.Зязина
lada0108@mail.ru
МОУ СОШ №15 г.Лиски.
Долгие годы в образовании
использовалисьтри основных инструмента:
книга как источник информации, тетрадь – место для самостоятельной работы
ученика и доска – инструмент для визуальной поддержки выступления. В мире цифровых
технологий тетрадь и книгу стремится заменить персональный компьютер. В
последние годы предметные кабинеты стали оснащаться компьютерным рабочим местом
преподавателя, включающим мультимедиа – проектор с экраном. Сейчас экран
постепенно заменяют интерактивной доской и именно с ней связывают большие
надежды.
Интерактивная доска в нашей школе появились чуть
больше года тому назад. Мне повезло, что такую доску установили в моём кабинете
физики. Но как ей пользоваться я толком не знала, как и многие учителя нашей
школы. У меня были некоторые навыки работы на компьютере, огромное желание
научиться работать на этой доске и мои ученики, которые для меня были моими
незаменимыми помощниками в процессе овладения интерактивной доской. Вместе с
учениками, которые проявили желание научиться работать с интерактивной доской,
мы разработали проект и провели исследовательскую работу по изучению ИД и её
функций. Сегодня интерактивная доска является палочкой-выручалочкой для хорошей
организации моих уроков.
По сравнению с традиционной
формой ведения урока использование мультимедиа
презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить
для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний
учащихся, повторения пройденного
материала. Эти презентации я называю "модели урока”, так как они являются, по
сути, расширенным планом урока с набором необходимых рисунков, схем, формул,
выводов, определений – всего, что я сочла необходимым включить в эту
презентацию для того, чтобы урок был насыщенным, интересным, мобильным. Мои
презентации бывают разными. Это зависит от того, как я хочу построить свой
урок. Если это урок изучения новой темы с помощью технологии "Критическое
мышление”, то моя презентация представляет пошаговый план урока, ориентирующий
учеников в том, что на данном этапе они должны делать. Это может быть схема для
кластера, вопросы для составления плана ответа, таблица, которую необходимо
заполнить, вопросы для самопроверки или взаимопроверки, пример синквейна и
другое. Если мой урок - лекция, то каждый этап лекции я стараюсь
проиллюстрировать рисунками, подтвердить графиками, схемами, стараюсь выписать
на слад презентации важные определения, формулировки, факты, имена учёных,
новые термины и т.д. Такая лекция легче воспринимается учащимися, вызывает
интерес, запоминается, так как задействуются все виды памяти. Если мой урок
состоит из этапов повторения, объяснения новой темы и закрепления, то
презентационная модель урока оживляет его, даёт возможность на всех этапах
урока работать быстро, интересно, помогает менять виды деятельности. Такойвид работы очень эффективен.
В соответствии с требованиями
к проведению современного урока мною подготовлены мультимедиа
презентации к урокам различных типов: урок отработки первичных понятий
«Давление твердых тел», обобщающий урок «Атмосфера. Атмосферное давление»
(7 класс), урок отработки первоначальных умений и навыков «Динамика движения
тела по окружности» (10 класс), урок - лекция «Шкала электромагнитных
волн» (11 класс).
Основные принципы разработки презентации
Создание и применение на урокеэлектронных презентаций на сегодняшний день
весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Весь
урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно
использовать во время объяснения,закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.
Отбор материала для презентации должен
соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном
уроке целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения учителем
нового материала;
- первичное закреплениезнаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Рассмотрим каждый вариант подробнее.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с
учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в
виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд,
фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника,
требующим комментария и т.д.
При объяснении нового материала наиболее обширны
возможности самой презентации и ее оформления. Последовательностьпоказа и логика построениязависят от содержания изучаемого материала,
особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Стиль может
определяться даже взаимоотношением учащихся и учителя, но некоторые общие
правила все-таки можно выделить.
Во-первых, слайды желательно не перегружать текстом.
Во-вторых, отбираемые иллюстрации должны быть
реалистичными, масштабы – оговорены заранее.
Наиболее важный материал, требующий обязательного
усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной
зрительной памяти. Здесь слайды презентации незаменимы.
На уроке не обязательно все объяснение должно
сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и
эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и
показ моделей. При этом на слайде презентации может только остаться название опыта,
название вещества или объекта, модель которого демонстрируется
Если
презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить
различными фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как
единое целое. Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на
уроках, можно выделить еще некоторые рекомендации, которые могут предостеречь
от ряда неудач.
Анимация не должна быть
слишком активной.
Стихи лучше
декламировать, чем записать на слайде презентации
Готовые формулы плохо
смотрятся на презентации особенно при предъявлении нового материала.
Ядовито зеленый цвет
заливки, на котором написаны формулы, отвлекает от самих формул. Плохо
смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.
Составление электронных презентаций учащимися – один
из видов домашнего задания
Учитель, начавший работу по созданию презентаций к
своим урокам, обязательно столкнется с нехваткой интересных изображений,
видеофрагментов и т.д. Поэтому первым, и самым существенным, этапом в переходе
на новый вид работы я считаю создание банка изображений, анимации,видеофрагментов по предмету. Сбор такого
банка - процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в
систематической работе по созданию и применению электронных презентаций.
Учащиеся здесь – первые помощники. Мои ученики с удовольствием готовят
творческие работы в виде презентаций, видеороликов, анимационных схем. Многие
работы получаются очень интересными, красивыми, нужными для показа на других
уроках и во внеурочной деятельности. Такие работы мы с ребятами отбираем и
сохраняем в "Банк творческих работ учеников”, в виде электронных учебников по
различным темам урока. На сегодняшний день мы собрали неплохие электронные
учебники на тему "Тепловые двигатели”, "Примеры теплопередачи в природе и
технике”, "Агрегатные состояния вещества”. Детям нравится выполнять творческие
работы, они с удовольствием делятся полученными знаниями, интересно оформляя
своё выступление.