Вторник, 14.05.2024, 14:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя физики Зязиной Л.Г.

Меню сайта
Форма входа

Поиск

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка

мастер класс
[ Скачать с сервера (570.0 Kb) ] 11.12.2016, 10:08

 

 

 

 

 

 

 

 

«Создание проблемных ситуаций на уроках физики».

 

 

мастер-класс учителя

физики МКОУ СОШ № 15

г. Лиски Воронежской обл.

Зязиной Людмилы Геннадьевны

 

 

 

 

 

2016г.

   Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я не волшебник. Я учитель самого интересного школьного предмета. Физики. Почему? Да потому, что именно физика раскрывает душу природы, именно он помогает находить обычное в необычном и необычное в обычном.

Нас физика, повсюду окружает.

Из дома в школу утром провожает.

Набраться бы ученикам терпения:

Подняться из постели тяготения,

Умыться, применяя силу трения,

В кабине лифта ощутить падение,

На тротуаре – сильное скольжение.

А вот и школа – вечное движение!

   Тема нашего сегодняшнего мастер-класса: «Создание проблемных ситуаций на уроках физики».

    Из урока в урок я стараюсь пробудить у учеников интерес к своему предмету, раскрыть возможности, способности, таланты каждого ребенка. Поэтому своей задачей, я считаю необходимость научить ребёнка жить в гармонии с природой,

С первых минут урока важно создать положительный эмоциональный  настрой.

А сейчас давайте "Улыбнемся друг другу и пожелаем Здоровья. Удачи и везения!", таким образом,  мы способствуем эмоциональному настрою учеников на урок.

Так же  настроить ребят на работу и одновременно создать проблемную ситуацию можно с помощью интересной задачи.

Например:

Дано: солнечный луч

Получить: радугу.

Что для этого необходимо?

Давайте послушаем, что у вас получилось…..

- Дождь! Капельки которого служат призмами, преломляющими солнечный свет. Молодцы, спасибо!

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».  

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности.

Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Свой урок я обычно начинаю с того, что пытаюсь вызвать у учащихся интерес к новой теме, для этого создаю проблемные ситуации.

Так, например, в 8 классе при изучении темы «Испарение»: я рассматриваю следующую  проблемную ситуацию.

 «Если подуть на руку, то чувствуется холод, а если подышать, то тепло? Почему?». Учащимся необходимо построить алгоритм  действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Или демонстрирую опыт, объяснение которого требует постановки проблемного вопроса. Я показываю фокус.
Нам потребуются:
- сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера
- стеклянная бутылка из-под сока, кетчупа с достаточно широким горлышком
- полоска бумаги
- спички или зажигалка.

Обращаем ваше внимание на то, что для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы яйцо было ненамного больше горлышка бутылки.
Проведение фокуса:
1. Подожгите полоску бумаги и быстро опустите ее в бутылку. Будьте осторожны при этом, чтобы не обжечь пальцы!
2. После этого сразу же положите яйцо на горлышко бутылки.
3. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.


Объяснение фокуса:

    По сути эта проделка с яйцом - не фокус, а обычный физический опыт, который объясняется физическими законами.
     При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Когда в бутылке оказывается горящая бумага, воздух в бутылке становится более объемным. Как только мы закрываем яйцом горлышко бутылки, доступ кислорода прекращается и горение бумаги останавливается. После этого воздух в бутылке остывает и сжимается. Из-за разности давления в бутылке и за ее пределами, яйцо втягивается внутрь бутылки.

 В данных задании предложенная проблемная ситуация,  которая позволяет детям самостоятельно определить тему и цели урока

       Для достижения цели урока, развития творческого мышления я учитываю то обстоятельство, что сегодняшние дети получают информацию из различных источников. Поэтому учителю необходимо найти такие способы организации урока, что бы детям было интересно, и делали уроки непохожими друг на друга Для этого  своей работе я использую игровые ситуации. Они так же помогают создать проблемную ситуацию.

Познавательные игры быстро превращаются в серьезный учебный труд, в процессе которого развиваются такие черты, как выдержка, самостоятельность, воля к преодолению трудностей, настойчивость. Так например:

Я предлагаю каждой команде разгадать по одному ребусу.

ответы: закон, сохранение, энергия

Какую большую тему связывают эти слова? Ответ: «Закон сохранения энергии»

Проблемные вопросы поставлены, тема урока сформулирована, можно приступать к основному этапу – самостоятельному получению знаний . Чаще всего на этом этапе я применяю групповую работу.  Давайте и сейчас поработаем  группами.

Первая группа.

  (стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы)

Задание: исследовать механические свойства жидкостей.

Ответьте на вопросы.

  1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?
  1. Сохраняется ли объём жидкого тела при неизменной температуре?

 

  1. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние (твёрдое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?

 

Вторая группа.

План исследования сердечного ритма.

1.        Посчитайте пульс.

2.        Заполните таблицу, вычислите период (Т), частоту (ν), используя соответствующие формулы и постройте график колебаний.

Т = t/ N ;           ν = 1/Т.

 

1 уч-ник

2 уч-ник

3 уч-ник

4 уч-ник

5 уч-ник

Пульс (N)

 

 

 

 

 

Время, (t)с

 

 

 

 

 

Период, (T)с

 

 

 

 

 

Частота, (ν) Гц

 

 

 

 

 

  1. Проанализируйте полученные результаты.

Третья группа.

Задание: Определить плотность продуктов питания, упакованных в пачки правильной формы: сыр плавленый, халва

Плотность =     _масса_ ;

                      объем

А теперь кратко опишите опыт и полученный результат.

Необычные задания активизируют мышление, мотивируют учащихся на изучение предмета, учат обобщать, систематизировать материал по теме. Одним из приемов обобщения изученного материала является составление синквеина, он одновременно развивает творческое мышление и создает проблемную ситуацию.

При его написании существует определенный строгий алгоритм, где:

  • 1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • 2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • 3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
  • 4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • 5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, учит.
мир удивительных открытий.
Эврика.
С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания.  Вот мы и подошли к логическому завершению. Рамки нашего мастер-класса, к сожалению, небезграничные поэтому, подводя итог, давайте составим синквейн:

Мастер – класс.

Интересный, познавательный.

Знакомит, обучает, заинтересовывает.

Знакомит  с технологией работы.

Знания.

 

Любой современный урок заканчивается рефлексией. Давайте и наш мастер-класс мы закончим этим способом

У вас на столах лежат своеобразные «Термометры», предлагаю отметить свое эмоциональное состояние по проведению мастер-класса на шкале термометра.

Мы находимся в постоянном поиске, стремимся познать новое, постичь прекрасное, создать что-то уникальное, дабы оставить след своей неповторимости в этом мире.

Учитель, используя в своей деятельности различные технологии, методы, приёмы учит ребёнка видеть и создавать вокруг себя прекрасное.

Кто сказал, что физик не поэт?

Может он стихи писать, как бог.

Кто сказал, что скучен белый свет?

Он расцвечен спектрами дорог.

Физики счастливей всех людей,

С ними даже Время откровенно.

Им видны и смысл, и красота

В дебрях самых сложных уравнений,

 

Благодарю за сотрудничество! Желаю творческих побед!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: ZiazinaLG
Просмотров: 414 | Загрузок: 151 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz