ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерные темы творческих проектов
- Изготовление модели ворота с заданным выигрышем в силе.
- Определение расстояния до недоступных предметов.
- Определение наличия пустот в телах с использованием закона Архимеда.
- Определение плотности жидкости, не смешивающейся с водой, с использованием сообщающихся сосудов.
Экспериментальные учебные задачи
- Имеются учебные весы, чистый металлический кружок с крючком в центре и блюдце с водой. Показать, что между молекулами воды и металла существуют силы сцепления.
- Взять сырую картофелину и разрезать пополам. В центре среза поместить кусочек марганцовки и соединить обе половины, через некоторое время разъединить их. Объяснить наблюдаемое явление.
- Как, имея дощечку, молоток, два гвоздя, спиртовку, пинцет показать, что при нагревании размеры пятикопеечной монеты увеличиваются. Объяснить увиденное, проделав опыт.
- В пробирку с водой насыпать смесь мелкого и крупного песка и взболтать. Какие крупинки осядут на дно быстрее? Проделать опыт и объяснить наблюдаемое явление.
- Определить среднюю скорость движения шарика по наклонному желобу, используя для этого метроном и измерительную ленту.
- Имея весы, разновес, пипетку, стакан с водой, определить массу одной капли воды. Как увеличить точность измерения массы капли воды с помощью данных приборов?
- Даны табурет и масштабная линейка. Определить во сколько раз давление табурета на пол больше, когда он стоит на ножках, чем давление, когда табурет лежит вверх ногами.
- В одно колено U- образной трубки налита вода, в другое- такая же масса керосина. Вычислить отношение высот столбов жидкостей в обоих коленах. Проверьте расчет на опыте.
- В одно колено U- образной трубки налит керосин, в другое – раствор поваренной соли. Используя масштабную линейку, определить плотность этого раствора.
- Имеется частично заполненный водой сосуд прямоугольного сечения, в котором плавает погруженное в воду тело. Как с помощью одной линейки найти массу этого тела?
- Стеклянная пробка имеет внутри полость. Можно ли с помощью весов, набора гирь, сосуда с водой определить объем полости, не разбивая пробки? Как?
Практические работы
1 «Измерение роста человека с помощью разных линеек».
Оборудование: линейки длиной 20 см, 40 см и 1 м, ростомер переносной.
Задание: измерьте свой рост или рост своего товарища, используя разные линейки и ростомер. Запишите результаты в таблицу и сравните их.
Имя
|
Рост, см измеренный
|
20 -см линейкой
|
40- см линейкой
|
1- м линейкой
|
ростомером
|
Иван
|
|
|
|
|
Сделайте вывод.
- «Определение толщины нити или проволоки» Оборудование: проволока, линейка, карандаш, штангенциркуль.
Задание: намотайте 10-20 витков нитки или проволоки на карандаш плотно друг к другу, измерьте длину получившейся намотки, а затем поделите на число витков. Вы получите диаметр проволоки. Проверьте правильность ваших измерений штангенциркулем. Сделайте вывод.
Номер опыта
|
Количество витков n
|
Длина намотки l, см
|
Диаметр проволоки d, см
|
d = l /n
|
Измеренный штангенциркулем
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3 «Наблюдение за строением вещества»
Оборудование: микроскоп, различные сыпучие вещества (мел, песок, уголь, поваренная соль).
Задание: рассмотрите вещества под микроскопом и нарисуйте строение. Сделайте вывод.
вещества
|
рисунок
|
вещества
|
рисунок
|
Поваренная соль
|
|
Мел
|
|
Каменный уголь
|
|
песок
|
|
4 «Измерение скорости вращения минутной стрелки часов»
Оборудование: различные циферблаты часов, нитка, линейка.
Задание: прикладывая нитку по краю циферблата, измерьте длину окружности. Вспомните, за какое время минутная стрелка совершает один оборот по окружности и формулу скорости. Найдите скорость вращения стрелки. Сделайте вывод.
№ опыта
|
Длина окружности, м
|
Время , с
|
Скорость, м/с
|
Скорость, км/ч
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
5 «Определение скорости диффузии в жидкости»
Оборудование: три сосуда с водой разных температур (200С, 400С, 800С), крупинки марганцовки, пинцет.
Задание: разложите пинцетом крупинки марганцовки в сосуды с водой и пронаблюдайте за изменением окраски воды. Сделайте вывод.
№ опыта
|
t воды ,0 С
|
Окраска раствора через
|
30 с
|
5 мин
|
1
|
20
|
|
|
2
|
40
|
|
|
3
|
80
|
|
|
6 «Определение скорости диффузии в газах».
Оборудование: два флакончика с одинаковым одеколоном, спиртовка или свеча, часы.
Задание: эти эксперименты желательно проводить в двух помещениях с одинаковой температурой. Отмерьте расстояние от пробирки с одеколоном. Капните одеколон на бумажку и засеките время, за которое запах дойдет до фиксированного вами места. Затем повторите опыт, предварительно немного нагрев пробирку с одеколоном.
Сделайте вывод.
№ опыта
|
Время распространения запаха одеколона, с
|
холодного
|
нагретого
|
1
2
3
|
|
|
7 «Измерение плотности жидкости с помощью ареометра»
Оборудование: ареометр, 3-4 сосуда с различными жидкостями, вода, соль.
Задание: опуская по очереди ареометр в разные сосуды, определите плотности жидкостей. С помощью соли приготовьте раствор, который имеет плотность морской воды.
№ жидкости
|
ρ, г/ см 3
|
ρ, кг/ м 3
|
Какая жидкость
|
1
|
|
|
|
2
|
|
|
|
3
|
|
|
|
8 «Измерение плотности твердых тел правильной формы»
Оборудование: рычажные весы, разновесы, 3-4 тела правильной формы, линейка
Задание: измерьте необходимые размеры твердого тела и вычислите его объем. Затем определите с помощью рычажных весов массу этого тела. По этим данным определите плотность. Сделайте вывод.
№ опыта
|
V, см 3
|
m, г
|
ρ, г/ см 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 «Определение силы мышц руки человека»
Оборудование: силомер.
Задание: сожмите 3-4 раза силомер сначала левой рукой, а затем - правой. Определите средние значения силы ваших мышц левой и правой рук.
№ опыта
|
Сила мышц, Н
|
Средняя сила мышц, Н
|
Левой руки
|
Правой руки
|
Левой руки
|
Правой руки
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
10 «Измерение силы тяжести, действующей на тело известной плотности с использованием мензурки»
Оборудование: мензурка, 3-4 тела.
Задание: измерить объемы тел мензуркой. Рассчитать массу тела, а затем силу тяжести и сравнить с силой тяжести, измеренной с помощью динамометра. Сделать вывод.
№ опыта
|
V, м 3
|
ρ, кг/м 3
|
m, кг
|
Сила тяжести
|
вычисленная
|
измеренная
|
1
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|